Фотобумага Фотобум


Занимательное бумаготворчество

Все знают, что пленочная фотография стремительно уступает место цифровой...

Все знают, что пленочная фотография стремительно уступает место цифровой в основном благодаря тому, что последняя выигрывает в оперативности и к тому же предоставляет широкие возможности обработки снимков не только энтузиастам и профессионалам, обладающим опытом и требуемым оборудованием, но и рядовым пользователям. Зачем снова напоминать об этом? А задумывались ли вы над тем, что кроется за данными словами? Под оперативностью ведь понимается время не от нажатия кнопки спуска до записи изображения в память, но вплоть до того момента, когда в вашем распоряжении окажется окончательный продукт — снимок, подвергшийся той самой обработке в соответствии с творческим замыслом фотографа. Конечной целью чаще всего является отпечаток на бумаге, который можно положить в альбом или повесить в рамке на стену. Так что печать является неотъемлемой и важнейшей составляющей цифрового фотопроцесса и заслуживает пристального внимания.
Мало получить с помощью цифровой фотокамеры удачное по композиции и техническим параметрам изображение, довести его до совершенства в графическом редакторе. Его надо еще и грамотно распечатать, не потеряв при этом правильность цветопередачи, проработку деталей. Большую роль в этом играют параметры, связанные с работой принтера. Это разрешение, тип и число используемых в нем красителей, оптимальный подбор настроек драйвера... Для достижения максимальной точности рекомендуется использовать поставляемые с цветовым принтером профили ICM, а еще лучше сделать их самостоятельно с помощью специального устройства — калибратора. Профили описывают то, как принтер и его программное обеспечение передают различные цвета и позволяют добиться максимального динамического диапазона (разности между оптической плотностью самых темных и светлых черно-белых полутонов), а также наиболее близкой к линейной передачи промежуточных оттенков.
Говоря о печати, часто забывают о факторе бумаги, а ведь он играет не меньшую роль, чем те же красители и настройки принтера. В частности, от характеристик бумаги зависят и динамический диапазон, и цветопередача, и разрешение. А еще необходимо, чтобы отпечаток не терял качество при хранении, обладал достаточной стойкостью к солнечному свету и влаге, окислительному воздействию воздуха и содержащихся в нем газов.
Носителям, предназначенным для распечатки на струйных принтерах фотографических изображений с высоким качеством, и посвящен этот рассказ. Чтобы он не был голословным, рассматриваемые технологии проиллюстрированы на примерах продукции компании Lomond (рис. 1). Бумаги и пленки этой марки являются у нас одними из самых популярных благодаря тому, что по качеству не уступают носителям, поставляемым и рекомендуемым производителями принтеров, но в то же время заметно дешевле. 

Наверное, надо сказать пару слов о «фирменных» носителях и чернилах. Хотя в продукции Lomond, выпускаемой на заводах в США, Японии и Западной Европе, применяются не менее передовые технологии и по качеству она не хуже, использование «родных» расходников часто приводит к лучшим результатам. Секрет в том, что компании, выпускающие принтеры, учитывают при разработке драйверов характеристики своих красителей и сортов бумаги. Именно для них рассчитаны и входящие в комплект софта профили. Чтобы материалы независимых компаний выступали на равных условиях, следует, как минимум, использовать построенные именно для них цветовые профили. Созданием таковых занимаются и специалисты Lomond, результаты их работы доступны на сайте компании (www.lomond.ru).

Разложим все по полочкам

Правильно выбрать бумагу или пленку, исходя из того, что предстоит напечатать и с какой целью, помогает четкая классификация носителей. Самым первым и наиболее очевидным критерием служат их размеры. Кроме обычных офисных форматов, таких как А4 (210х297 мм) и А3 (297х420 мм), предлагаются листы немного большей величины — этот формат называется А3+ и позволяет напечатать вне поля изображения служебные метки или после обрезки получить картинку без белых полей. У фотографов-любителей очень популярен формат 10х15 см, предназначенный для альбомов. Современные принтеры поддерживают функцию печати без полей на обычных форматах, но иногда применяются листы с отрывными краями. Для профессиональной печати при больших ее объемах удобно использовать носители в рулонах. В некоторых настольных струйных фотопринтерах EPSON, например, имеются резаки, автоматически отделяющие напечатанные листы.
Выпускается широкий спектр самоклеящихся этикеток, отличающихся как размерами, так и назначением. В частности, есть круглые этикетки для компакт-дисков. В зависимости от способа сцепления с основой этикетки бывают перманентными, или одноразовыми (их невозможно оторвать и наклеить заново); съемными, или многоразовыми; бесклеевыми, прилипающими к любым гладким поверхностям за счет статического электричества. К самоклеящимся этикеткам близки по назначению такие носители, как термотрансферная бумага, с которой распечатанное высококачественное изображение переносится на ткань при проглаживании утюгом; магнитные стикеры, имеющие подложку из синтетического материала с магнитной крошкой, благодаря чему они прилипают к металлическим поверхностям; такой экзотический материал, как переводная бумага для временных татуировок (тончайшая самоклеящаяся пленка, проверенная дерматологами и не раздражающая кожу с нормальной чувствительностью).
Другим критерием для классификации является материал и толщина подложки. Чаще всего она бумажная или картонная, но для специальных целей, таких как наружная реклама, применяются носители на основе прозрачных и белых полиэстеровых и виниловых пленок. Бумажные материалы принято характеризовать плотностью, измеряемой в граммах на квадратный метр (не на кубический, так как толщина листа бумаги пренебрежимо мала). Толщина пленок приводится в микронах. Выпускаются также носители, предназначенные для художественных и дизайнерских работ, изготовленные на натуральной тканой основе. Например, холсты из льняной ткани грубого плетения или бумаги типа акварельной, изготовленные из стопроцентного хлопка и имеющие тиснение, которое полностью имитирует традиционные материалы для рисования.
Очень важен третий ключевой параметр — характер рабочей поверхности. Она может быть необработанной (в случае применения для струйной печати универсальных офисных бумаг), тисненой, матовой или глянцевой. У последних двух типов поверхности есть несколько разновидностей. Матовая (Matt) бумага с особенно гладким рабочим слоем часто называется шелковисто-матовой (Silk Matt). Глянцевые носители, в зависимости от шероховатости и, следовательно, степени глянца, разделяются на полуглянцевые (Semi Glossy), атласные (Satin), обычные глянцевые (Glossy), с высоким глянцем (Super Glossy). Пленки также бывают как глянцевыми, так и матовыми.
От типа поверхности в значительной степени зависит качество изображения, поскольку именно шероховатость и характер фактуры определяют, как отражается свет от напечатанного изображения (рис. 2).
 Рис. 2 Особенности  отражения света от материалов с различной поверхностью
От микроскопических неровностей на матовых носителях падающие под одним углом солнечные лучи отражаются в разных направлениях, что соответствует равномерному рассеянию света. Такой же характер отражения у обычной офисной бумаги без покрытия, только специальная фотобумага отличается гораздо более точным распределением красителя вследствие того, что он не растекается произвольно, а быстро впитывается и высыхает. У глянцевых носителей поверхность гладкая, поэтому лучи отражаются под одним углом, придавая им блеск. Прозрачные пленки вообще «работают» на просвет, поэтому роль покрытия сводится в основном к тому, чтобы обеспечить высокую точность и равномерность распределения чернил, большую оптическую плотность темных участков изображения.
Бумажные носители и непрозрачные пленки выпускаются в одностороннем и двустороннем исполнении, т.е. с одной или с двумя рабочими поверхностями. В последнем случае возможны комбинации типа «матовая/глянцевая», которые удобно применять при печати рекламных листовок, имеющих богато оформленную графически титульную сторону и содержащих преимущественно текстовую информацию — обратную. Плотные двусторонние носители идеально подходят для самодельных открыток или визитных карточек.
Структура покрытия — еще один из главных параметров носителей, применяемых для струйной фотопечати (рис. 3).  Рис. 3 Основные варианты покрытия применяемае в носителях для  струйной печати
Покрытие необходимо не только для придания матовости или глянца, оно решает и более важные задачи. Во-первых, предохраняет капли чернил от растекания, делая возможной печать с высокими разрешениями, повышая точность нанесения точек, гарантируя более ровную закраску и правильность цветопередачи. Во-вторых, ускоряет впитывание и высыхание красителей, что ускоряет печать и защищает изображение от смазывания при прохождении через тракт подачи принтера. В-третьих, надежно связывает частицы красителя, обеспечивая ту или иную степень устойчивости к влаге. Картинка, полученная с использованием современных красок и бумаг, часто сохраняется без видимых изменений даже при попадании на нее капель воды. В-четвертых, высокотехнологичные многослойные покрытия помогают защитить изображение от негативного воздействия солнечных лучей и атмосферных газов, многократно продлевая время жизни отпечатков.
Рисунок 4 демонстрирует характер впитывания чернил бумагами разных типов.  Рис. 2 Распределение  водорастворимых и пигментных чернил на бумаге с разными покрытиями
Обычная универсальная офисная бумага (a) покрытия не имеет, попавшая на нее капля самым примитивным образом растекается во всех направлениях, насколько далеко — зависит исключительно от расположения волокон бумаги. Сохнет краска достаточно долго, вследствие малой плотности таких носителей высока вероятность коробления. Рисунок легко смазывается, особенно при попадании влаги.
На матовую бумагу (рис. 4, б) нанесен тонкий принимающий слой. Он ускоряет впитывание, поэтому капля практически не расплывается. Кроме того, служащий основой чернил растворитель (вода) проникает в бумагу глубже, чем сами частицы красителя, что также уменьшает диаметр точки и ускоряет высыхание. Матовые бумаги одинаково хорошо подходят для печати как водорастворимыми, так и пигментными чернилами. Бархатистый характер поверхности несколько уменьшает визуальную оптическую плотность картинки. Глубокое впитывание чернил также затрудняет воспроизведение близких оттенков и мелких деталей, особенно на наиболее темных участках.
В глянцевой бумаге (рис. 4, в) присутствует еще один наружный слой, выравнивающий поверхность и придающий ей блеск благодаря упорядоченному, в одном направлении, отражению падающего света. При использовании водорастворимых чернил он может служить дополнительной защитой от выцветания на свету, воздействия влаги и окисления. Красящие частицы пигментных чернил обычно остаются на поверхности глянцевого слоя. Хотя они и надежно фиксируются на нем, все же степень защищенности таких отпечатков ниже. К тому же глянец становится неровным — при рассматривании под острым углом заметно, что он меньше на светлых участках картинки. Компания Seiko Epson для выравнивания глянца в новых принтерах применяет дополнительный картридж с лакирующим составом. В целом глянцевые бумаги прекрасно передают насыщенные, яркие цвета, идеально подходят для изображений с большим числом мелких деталей, оттенков и контрастных цветовых переходов.
Еще более сложную структуру имеют фотобумаги с микропористым покрытием (рис.4, г). Подложкой в них служит бумага, с обеих сторон покрытая тонкой полиэстеровой пленкой, предохраняющей носитель от коробления даже при самой интенсивной заливке чернилами. На рабочую сторону нанесен слой микропористого материала; снаружи присутствует особый принимающий слой, который может быть как полуматовым (атласным), так и полу- или высокоглянцевым. Микропористый слой еще больше ускоряет впитывание чернил и позволяет достигать вдвое более высоких разрешений, чем у обычных матовых и глянцевых бумаг (в случае носителей Lomond, например, рекомендуемые разрешения печати составляют соответственно 5760 и 2880 dpi). Микропористые бумаги прекрасно подходят для водорастворимых и пигментных чернил, причем частицы последних впитываются глубже, чем на глянцевых бумагах. Такие носители хорошо защищают отпечатки от выцветания. Водостойкость обеспечивается как с рабочей, так и с тыльной стороны листа.
Итак, носители для струйной фотопечати классифицируются по формату и назначению, материалу подложки, плотности (толщине), характеру и числу рабочих поверхностей, структуре покрытия. Из немалого ассортимента предлагаемых Lomond бумаг, пленок и художественных материалов было отобрано несколько наиболее типичных продуктов, по результатам испытаний которых можно получить представление об особенностях носителей разных типов.

Методика измерений

Больше всего пользователя, увлекающегося цифровой фотографией, разумеется, интересует, какие из имеющихся в продаже носителей могут обеспечить максимально высокое качество отпечатков. Выяснить это мы постарались путем как инструментальных измерений, так и субъективной экспертной оценки.
В первом случае применялся высокоточный спектрофотометр Eye One производства швейцарской компании Gretag Macbeth. Наш стандартный тестовый шаблон HNS-A4-5 распечатывался с помощью Canon i9100 (формат — А3, разрешение — 4800х2400 dpi, шестицветная фотопечать), одного из лучших на сегодня струйных фотопринтеров, при различных настройках драйвера. Затем из полученных на носителях каждого типа отпечатков выбирался наилучший и соответствующие ему настройки принимались в качестве оптимальных. Надо отметить, что содержащиеся на сайте компании Lomond рекомендации использовать для принтеров Canon режим печати на «бумаге для высоких разрешений» (High Resolution Paper) не оправдались.
Не стали мы использовать и предлагаемые там же профили: для нашего принтера их еще не было, а загружать «близкие» от другой модели не совсем корректно. Конечно, можно было бы создать свои профили, но мы решили не делать этого по двум простым соображениям. Далеко не каждый пользователь займется самостоятельной подготовкой профилей для каждого типа бумаги, на которой печатает, — хлопотное дело, хотя и полезное. Поскольку большинство ограничивается применением профилей, включенных в состав драйвера, мы тоже решили так поступить. Тем более что для оценки цветопередачи инструментальным способом использовали только те шесть плашек на нашем шаблоне, которые сформированы тремя чистыми основными цветами CMY и их попарными сочетаниями — C+M (B), C+Y (G), M+Y (R). На основе этих измерений построены диаграммы цветового охвата в системе координат HSB, которые удобно сравнивать с соответствующими результатами недавнего тестирования цифровых фотокамер (см. «А «пятерочка» лучше!», Hard’n’Soft, 2004, № 7, с. 48—66).
Следующими параметрами, которые контролировались инструментально, стала оптическая плотность стопроцентно черного цвета и белизна бумаги. В совокупности они позволяют оценить широту динамического диапазона отпечатков, которой можно достичь с применением данных носителей. Если плотность черного зависит от впитывающих свойств бумаги, то белизна определяется на незакрашенных участках и полностью зависит от характеристик покрытия. Оптическая плотность измерялась в одном из режимов работы спектрофотометра Eye One, а белизна рассчитывалась по измеренным величинам L*a*b* с помощью программы Color Sliderule компании Axiphos в соответствии с процедурой CIE Whiteness для обозревателя 10°.
Другие параметры отпечатков, такие как разрешение, стойкость к воде и смазыванию, линейность шкал основных цветов, было решено не проверять. Почему? Для фотопечати разрешение, определяемое по черно-белой мире, так же как и качество печати текста, не являются важными величинами, поскольку едва ли не единственное применение таких носителей — вывод фотоснимков, редко содержащих столь малые и столь контрастные детали. Стойкость изображений зависит от условий хранения; в рамке со стеклом или в альбоме они достаточно защищены от влаги независимо от способностей самих носителей. Линейность цветопередачи определяется настройкой принтера и при необходимости выравнивается с помощью профилей, роль бумаги тут не столь существенна.
К тому же пользователей в гораздо большей степени интересуют не абстрактные цифры, значимость которых еще следует осмыслить, а то, насколько хорошо выглядят получаемые фотографии. Ответ на этот вопрос дает субъективная экспертная оценка включенных в шаблон HNS-A4-5 реальных изображений — портрета девушки и снимка цветка. Несколько экспертов с разным уровнем теоретической подготовки и опыта должны были расположить помеченные лишь условными номерами отпечатки в порядке убывания качества. Согласно занятым местам рассчитывались средние оценки для каждого носителя.

Матовые бумаги

alt В этой категории были протестированы три бумаги: Matt DS Photo Paper, артикул 0102032 (двусторонняя, плотностью 170 г/м2), Matt Photo Paper, артикул 0102039 (односторонняя, 230 г/м2) и Silk Photo Paper, артикул 0102061 (шелковисто-матовая, односторонняя, 105 г/м2). Образец последней очень тонкий по сравнению с другими носителями, что позволило проверить степень коробления при довольно плотном нанесении краски. Она оказалась даже больше, чем ожидалось перед началом тестирования, так что при работе с тонкими бумагами следует выбирать либо светлые изображения, либо режим наиболее экономной подачи чернил. С другой стороны, Lomond выпускает бумаги с таким же покрытием плотностью 130 и 170 г/м2, которые в силу большей толщины подложки не так подвержены короблению.
Все три бумаги отличаются высокой степенью белизны, лучшей из них является 0102039 с новым покрытием. Однако по оптической плотности черного все матовые бумаги заметно уступают глянцевым, что сужает динамический диапазон отпечатков со стороны теней. Краску эти носители принимают хорошо, обеспечивая высокое разрешение, но по этому показателю бумага 0102039 немного отстает от двух других. Цветовой охват матовых бумаг примерно одинаков, хорошо сбалансирован для всех оттенков спектра. Цветопередача довольно точная, подкачал лишь пурпурный цвет, заметно смещенный в сторону красного.
По экспертным оценкам, двусторонняя 0102032 стала абсолютным лидером в тестировании, она идеально подходит как для портретов, так и для снимков других жанров. Портреты хорошо получаются и на шелковистой 0102061, занявшей в этой категории третье место среди всех носителей. При печати следует выбирать специальные режимы для матовой бумаги. alt alt

Глянцевые бумаги

В данном классе состязались лишь две бумаги: Glossy Photo Paper, артикул 0102049 (односторонняя, 230 г/м2) и Glossy/Matt DS Photo Paper, артикул 0102044 (двусторонняя, 170 г/м2). Последняя имеет глянцевую и матовую рабочие поверхности, что делает ее более универсальной при распечатке снимков и привлекательной для рекламных буклетов. Оптимальным является режим печати на глянцевой бумаге.
Цветовой охват оказался шире, чем у матовых бумаг, особенно в желтой и зеленой областях спектра, однако точность цветопередачи чуть ниже. Судя по мире, то же самое можно сказать и о разрешении, но краска принимается хорошо, тонкие белые линии, напечатанные вывороткой (белые на черном), не слишком залиты. По белизне и оптической плотности черного из двух этих носителей лучше 0102049, у двусторонней 0102044 эти показатели худшие среди глянцевых бумаг, включая микропористые.
Эксперты оценили качество фотоснимков, отпечатанных на двух глянцевых бумагах, изготовленных по «старой» технологии (без микропористого покрытия и защитных полиэстеровых слоев), как весьма посредственное на фоне результатов других носителей. Односторонняя 0102049 благодаря своей белизне получила более высокие оценки — особенно за снимок цветка, за который даже получила четвертое место.

alt alt

Глянцевые микропористые бумаги

alt Бумаги Super Glossy Photo Paper, артикул 1103101 (260 г/м2), Semi Glossy Photo Paper, артикул 1103301 (260 г/м2) и Satin Photo Paper, артикул 1104201 (280 г/м2), принадлежат к серии Lomond Premium и изготовлены по новейшей технологии — с полиэстеровыми защитным слоем и микропористым покрытием. Рабочая поверхность у них одна, с разной степенью глянца.
Благодаря покрытию две из этих бумаг продемонстрировали наивысшую среди протестированных носителей белизну, однако образец с сатиновым полуглянцевым покрытием неожиданно пропустил вперед большую часть конкурентов. Зато по оптической плотности черного результаты всех трех оказались очень близки. Их следует признать лучшими в тестировании — хотя первое место со значительным отрывом и заняла пленка PET White Ink Jet Film, ее нельзя признать подходящим для фотоснимков носителем (об этом мы поговорим дальше). Цветовой охват микропористых бумаг Premium по площади близок к достигнутому матовыми. Он несколько шире в области зеленых тонов, особенно у сатиновой 1104201, но и цветопередача в этой части спектра дальше от идеала, чем у матовых.
По экспертным оценкам, оптимальным режимом печати на микропористых носителях были признаны настройки для «глянцевой фотобумаги». Покрытие прекрасно принимает краску, разрешение и отпечатанные вывороткой плашки не хуже, чем у матовых бумаг. В то же время больший динамический диапазон и высокая белизна придают фотографиям кристальную прозрачность и делают оттенки холодными. Глянцевое покрытие обеспечивает визуальную насыщенность и яркость. Это носители профессионального уровня.
За качество портрета высокоглянцевая 1103101 и полуглянцевая 1103301 получили второе и третье места соответственно. За снимок цветка они поменялись ступеньками на пьедестале почета, причем 1103301 догнала победителя — матовую 0102032. Сатиновая 1104201 по субъективным оценкам была признана крепким середнячком, стоящим между двумя описанными выше простыми глянцевыми бумагами.
alt alt

Специальные носители

alt Белая непрозрачная полиэстеровая пленка PET White Ink Jet Film толщиной 100 мкм (артикул 0708406) имеет две рабочие поверхности, одна из которых подходит для струйной, а другая — для лазерной печати. Компания Lomond рекомендует для нее режим вывода на прозрачные пленки, но можно выбрать и опцию «бумага для высоких разрешений» — результаты будут похожими. Обладая хорошей белизной, эта пленка обеспечивает самую высокую оптическую плотность черного. Цветовой охват у нее также намного шире, чем у других носителей, однако чрезмерная насыщенность всех цветов, компенсировать которую настройками драйвера принтера практически не удается, делают данный носитель практически непригодным для вывода реалистичных фотоснимков. Область его применения — дизайнерские и оформительские работы. Покрытие для струйной печати на ощупь липкое, при хранении в незащищенных условиях собирает на себя пыль и к тому же нестойко к механическим повреждениям в силу малой глубины проникновения чернил. В то же время под стеклом эта пленка чувствует себя вполне комфортно, не прилипает к нему.
Из материалов для выполнения художественных работ были протестированы холст Canvas Jet толщиной 400 мкм (артикул 0908411), выполненный на тканой льняной основе и имеющий характерную фактуру рабочей поверхности, и тисненая бумага Embossed Art Paper плотностью 200 г/м2 (артикул 0908451, тип «Художественная №3»). Измерения засвидетельствовали, что у этих носителей наименьшая степень белизны и оптическая плотность черного. По характеру цветового охвата и точности цветопередачи они похожи друг на друга, несколько шире охват у имеющего полимерное покрытие холста.
Печать на носителях данного класса целесообразна при наличии некоторого художественного замысла, так как их назначение — максимально правдоподобная имитация традиционных живописных техник. В частности, портрет на холсте 0908411, несмотря на очевидную потерю фотореалистичности, в результате экспертных оценок был признан не уступающим по качеству отпечаткам на трех типах глянцевой бумаги. Очевидно, в этом случае во внимание была принята особая выразительность, достигаемая благодаря схожести с картинами, написанными маслом.
Что касается бумаги 0908451, то полученные ею оценки заметно ниже. Ее можно рекомендовать для печати не фотографических, а рисованных или пропущенных через специальные фильтры картинок, что позволило бы имитировать рисунок пастелью, карандашами или углем. Производитель советует применять бумаги такого типа для оформления поздравительных адресов и открыток, паспарту, каталогов, портфолио и т.п. Мягкий рисунок, отсутствие резких контрастов, малое разрешение, нарочито грубое воспроизведение мелких шрифтов и тонких линий — эти особенности отпечатков на бумаге 0908451 подтверждают правильность рекомендаций Lomond.

alt alt

alt alt alt

Каждому — свое

Матовые носители дают немного менее контрастные отпечатки, чем выводимые на экран монитора электронные оригиналы. Их отличают теплые тона, особенно при не слишком высокой белизне покрытия. Это делает такие бумаги оптимальным выбором для распечатки светлых фотоснимков.
Визуально завышенная контрастность и насыщенность оттенков — характерные особенности бумаг с глянцевым покрытием. Они хороши для фотографий с большим диапазоном плотностей, изобилующих мелкими деталями. Темные снимки получаются зачастую лучше, чем при использовании матовых бумаг. К тому же глянец сам по себе дает особый художественный эффект, только всегда ли он нужен, предстоит решать фотографу.
Отпечатки на матовых бумагах не стоит оставлять незащищенными, они менее стойки к механическим повреждениям рабочего слоя. Их лучше всего поместить под стекло или в альбом — они не прилипают к пластику и стеклу, чего не скажешь о глянцевых и высокоглянцевых носителях. Данного недостатка лишены полуглянцевые покрытия, однако еще одна упорядоченно отражающая свет поверхность под стеклом порождает лишние блики и затрудняет рассматривание фоторабот в светлых и оборудованных точечной подсветкой помещениях.
Холсты и художественные тисненые бумаги прятать под стекло не стоит, поскольку это может перечеркнуть тот эффект, на который они рассчитаны. Назначение таких носителей заключается в имитации средствами компьютерной графики традиционных жанров изобразительного искусства. В частности, холст прекрасно подходит для печати репродукций с живописных полотен. Можно в таком же стиле оформить и собственные фотоснимки. Стоит только помнить, что художники не оставляют на своих произведениях неокрашенных участков, так что и снимки желательно подбирать без больших по площади выбеленных областей. Если печатается, скажем, портрет, то у него должен быть пусть и светлый, но сплошной фон. Бумаги типа Embossed Art Paper прекрасно подходят для печати штриховых рисунков, подражания технике пастели или акварели. В любом случае поместить такие работы в рамки отнюдь не помешает — в домашнем фотоальбоме они будут выглядеть неестественно.
Итак, как видите, к выбору носителей для струйной фотопечати надо подходить ответственно и с пониманием особенностей каждого из типов бумаги. Задуматься об этом стоит пораньше, когда вы еще только приступаете к реализации своего замысла, — не исключено, что даже на стадии съемки, когда есть возможность подобрать максимально выигрышную компоновку кадра или оптимальные параметры экспозиции.

Купить:

(044) 531-19-32
(044) 459-48-66
(044) 459-48-65